Войти через

  • 21°C

Суббота, 20 апреля

Как заработать на малине

Алина Галымова
Алина Галымова
Журналист

Стабильная рентабельность сельского хозяйства обратила на себя внимание многих бизнесменов, которые устали от волатильности строительного, нефтяного и финансового рынков. Молодых людей заинтересовали не биткоины, а промышленное разведение ягодных культур.

Сейчас малиновые плантации занимают интенсивные или промышленные плантации 306 гектаров, объединивших порядка 16 единомышленников.  О сложностях, успехах и планах рассказывают трое самых продуктивных владельцев хозяйств, получивших самую высокую урожайность малины среди пяти районов Алматинской области.

Алмат Конакбаев на второй год вышел на урожайность — 6 тонн с гектара. Он живет один на плантации в 5 гектаров в Жамбылском районе. У него нет ни света, ни электричества, ни, соответственно, интернета. Но он имеет свое дело и гордится тем, как у него оно выходит.

— Второй год я в бизнесе по выращиванию малины. Попал сюда случайно. Дело в том, что я — городской житель, занимался профессионально футболом, параллельно получил юридическое образование, жизнь шла отлично. Но однажды я получил серьезную травму и все мои планы нарушились. Попробовал работать по специальности, но без опыта, сами понимаете, устроиться куда-то было трудно.

Тогда мой дядя предложил мне заняться малиной. Честно говоря, это сначала вызвало недоумение, и я согласился без особого энтузиазма. Только потому, что сидеть на шее у родственников тоже был не вариант. Я не ориентировался в аграрном бизнес вообще никак. Но немного почитав, поездив по Алматинской области, я удостоверился, что наш климат, наша почва позволяет развиваться ягодникам.

И вот прошло два года, как я выращиваю малину. За это время я понял, что бизнес – это мое. Мне нравится видеть довольных клиентов, мне приятно, что моя малина качественная, вкусная, и люди ко мне возвращаются за ней вновь и вновь.

Кроме того, приятно осознавать, что ты сам собственными руками, в самом прямом смысле этого слова, заработал неплохие деньги. Я собрал 17 тонн малины и выручил 38 тысяч долларов и погасил 85% своих долгов. Большие затраты ушли на посадку, защиту от насекомых и болезней, на подпитку почвы минеральными удобрениями. Также я смог помочь родителям с финансами.

Что еще радует – малина, которую посадил, дает именно тот урожай, который указан в описании сорта. Я посадил малину весной 2016 года, в этот год она уже дала первые ягоды — урожай был 7 тонн.

И, конечно, мой бизнес пошел и потому, что мне не пришлось покупать землю. Это земля моих родственников.

Есть, конечно, и трудности. В прошлом году я вырастил на 5 гектарах при двухстрочной посадке 30 тонн малины, но из-за того, что не смог организовать сбор урожая, потерял 13 тонн ягоды. Дело в том, что я вынужден нанимать местных сельчан, а они имеют собственные хозяйства и приходят ко мне только тогда, когда у них есть свободное время. А урожай малины у меня начался с 10 июня и закончился 15 сентября.

Приобрести комбайн по сбору ягоды пока недоступное для меня удовольствие. Сейчас, пока зима, я ищу технику в лизинг, пытаюсь найти государственные программы субсидирования, которые помогли бы мне снизить другие мои издержки и за счет сэкономленных средств купить комбайн.

На рынке есть разные агрегаты – очень дорогие, но эффективные. Это так сказать «Мерседесы» среди комбайнов. Хотелось бы, конечно приобрести именно их. Есть и дешевле, но они  медленные и теряющие часть урожая. По аналогии с марками машин, их можно сравнить с «Москвичом». Тут придется делать выбор, ориентируясь на свои возможности.

А пока я хочу создать условия для сборщиков урожая: поставить для них палатки, чтобы могли жить прямо на плантации. Как и в прошлом году вознаграждение будет 10% от продаж. В среднем за день собирают по 85 килограмм в день, в денежном выражении это 8500 тенге. Были у меня люди, которые собирали по 100 килограмм, но это очень тяжело. Нужно работать от рассвета до заката.

Два года подряд в Алматинской области были заморозки в сентябре. Цветки погибли и полтора месяца мы остались без второй волны урожая. Сейчас я думаю над тем, как можно укрыть малину, чтобы избежать потерь.

Одним словом, я делаю все, чтобы достичь цели – выйти в 2018 году на плановую урожайность в 11 тонн с гектара, собрать и продать весь урожай.

Игорь Драган ведет проект по выращиванию саженцев и созданию лаборатории, он давно на рынке малины, его плантации в Енбекшиказахском районе.

— Мы делаем упор на качество нашей продукции. Предыстория наша такая. Мы с отцом посадили плантацию в 2011 году. Первоначально у нас было 2 гектара земли. Затем нашли инвестора, который помог нам увеличить площадь до 10 гектаров. То есть в 2012 году у нас появилась первая промышленная плантация.

Три года назад мы перешли ко второму этапу развития нашего бизнеса. Теперь основной бизнес — это питомник. Мы завозим новые сорта малины, апробируем их, а затем реализуем. На сегодня у нас семь сортов, из которых три мы уже продаем, а четыре пока на испытании.

Для того, чтобы все фермеры выходили на плановую урожайность необходимо соблюдать технологическую карту, плюс поддерживать программу минерального питания и химическую защиту растений. К сожалению, не многие фермеры все это соблюдают. Если по европейским меркам брать, то затраты на операционные расходы по химической защите и закупку минеральных удобрений на 1 гектар составляет от 300 до 400 тысяч тенге в сезон.

Те, кто соблюдает все нормы, выходят на плановую урожайность 10-12 тонн с гектара, в зависимости от сорта. На нашей плантации мы добились таких показателей уже на третий год, в 2015 году.

Вообще все операционные затраты на 1 гектар составляют 500-600 тысяч тенге, примерно 2 тысячи долларов. Кроме химзащиты и подпитки минералами есть еще затраты на полив и прополку. Получается с одного гектара при выручке 20 тысяч долларов и озвученных затратах, прибыль составляет 18 тысяч долларов.

Теперь мы находимся на третьем этапе нашего развития.  Kazagriplants создает лаборатории по микроклональному размножению. Это позволит не только выращивать безвирусный материал, но и увеличит само количество ростков для выращивания. При посадке в открытый грунт мы можем выращивать в сезон на 1 гектаре до 50 тысяч растений. В условиях лаборатории число ростков исчисляется миллионами.

По сути, это вегетативное размножение в стерильных условиях. Этот метод не имеет ничего общего с генной модификацией. То есть мы выращиваем только обычные биологически чистые растения, без вмешательства в их генную структуру.

Лаборатория позволяет не зависеть от сезонности, климата, и ускоряет развитие растений за счет содержания их в специальных условиях. Если в природе растение может дать 5-6 отпрысков, то у нас одна часть растения путем деления может пустить до 20-30 тысяч отпрысков. Такие растения более устойчивы к заболеваниям, стрессам.

Задача моей компании – доращивать растения, полученные в лаборатории, до готовности к высадке в грунт.

Оба наших героя уже имели землю и первоначальный капитал. Как же быть тем, кто очень хочет заниматься сельским хозяйством и получать прибыль, но не имеет своей земли? Этим озаботились малиноводы из Алматинской области, и нашли необычное решение – лизинг плантаций. Для них сейчас важно выращивать ежегодно 3 тысячи тонн малины на своих землях, это позволит не только удовлетворить внутренний рынок Казахстана (сейчас казахстанская продукция покрывает только 10-15% емкости рынка), но и выйти на экспортные объемы. Уже сейчас казахстанскую малину ждут рынки Москвы и других крупных городов России. О главной цели малиноводов – экспорте, рассказывает Бекет Абишев, генеральный директор и собственник ТОО «Kazagriplants».

— Мы уже сделали мониторинг рынка России и пришли к выводу, что это вполне возможно. Но нам не хватает объемов – 3 тысячи тонн в год. Мы хотим создать новый проект с Аграрной кредитной корпорацией в Алматинской области.

Предлагается интересный продукт — лизинг малиновых плантаций. Мы хотим выступить как инжиниринговая компания. Высадить массивы для начала на 200 гектарах. Показать всхожесть, качество, потом, уже через Аграрную кредитную корпорацию (АКК), по 3-5 гектаров продавать.

Лизинговый продукт, на наш взгляд, рассчитан на городского жителя, среднего достатка. Схема похожа на то, что уже было испробовано в Южно-Казахстанской области – программа «Семейные сады».  Аналогичный инструмент может сделать и АКК, он заключается в том, что клиент покупает пай ягодника в лизинг. Для этого покупатель вносит первоначальный взнос — 10% от стоимости пая в малиннике. То есть, если речь идет о 19 миллионах, то он платит 1,9 миллионов тенге за пай в уже плодоносящем малиннике. Эта сумма будет уже отбита на второй, на третий год. Например, у Алмата на второй год, у Игоря результат такой же был в 2012 году. Несколько собственников паев объединены в один кооператив. На общем собрании принимается решение о размерах операционных расходов, покупку комбайнов для сбора ягод и т.д. То есть в кооперативе не будет проблем со сбором ягод как у Алмата. Вскладчину купить все необходимое гораздо легче.

Такой финансовый инструмент для обывателя невозможен без институтов развития. Сейчас ведутся переговоры с АКК.

Это может Вас заинтересовать