Войти через

  • 20°C

Суббота, 20 апреля

Основные новеллы Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан

Основные новеллы Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан

29.09.21

Общество
TINFO
TINFO
Служба новостей

Как известно, с 1 июля 2021 года с введением в действие Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК), во всех областях и городах Республиканского значения функционируют Специализированные межрайонные административные суды, которым в порядке административного судопроизводства подсудны споры, вытекающие из публично-правовых отношений, предусмотренные настоящим Кодексом.

Основными моментами данного Кодекса являются, то, что он содержит законодательство Республики Казахстан об административных процедурах и законодательство Республики Казахстан об административном судопроизводстве.

Настоящий Кодекс регулирует отношения, связанные с осуществлением внутренних административных процедур государственных органов, административных процедур, а также порядок административного судопроизводства.

С момента предъявления иска дело считается возбужденным в суде.

Важными новеллами Кодекса являются следующее:

Административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда.  

Суд не связан с заявленными требованиями, поскольку гражданин является потенциально слабой стороной. Поэтому, суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела.

Бремя доказывания лежит на ответчике административном органе (государственный орган) или на должностном лице, к которым предъявлен иск в суде. 

В помощь сторонам процесса теперь судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела.

Суд может оказать помочь гражданину правильно сформулировать иск, вплоть до изменения его вида.

Также одним из важных новелл Кодекса является то, что в споре с административными (государственными) органами у сторон есть возможность примириться. Стороны на основании взаимных уступок могут полностью или частично окончить административное дело путем заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях (этапах) административного процесса до удаления суда для вынесения решения. При этом, примирение сторон допускается при наличии у ответчика административного усмотрения.  

Кодексом устанавлены 4 вида административных исков, которые в зависимости от предъявляемых требований разделяются на иски: 1) административный иск об оспаривании административного акта (например, при нарушении обременяющим адмактом прав, свобод и законных интересов истца, последний вправе предъявить иск об оспаривании с требованием об отмене обременяющего амдминистративного акта полностью или частично); 2) административный иск о принуждении (например, истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого отказано либо непринятый по причине бездействия административного органа, должностного лица); 3) административный иск о совершении действия (например, истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от соверешения какого-либо действия, которые не направлены на принятие адмакта. Также, истец может потребовать представления предусмотренного законом соответствующего документа в случае признания адмакта принятым вследствие непринятия адмакта в установленный законом срок по этому же предмету); 4) административный иск о признании (например, истец межет потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, если он не может подать иск об оспаривании адмакта),о принуждении, о совершении действия).

Иски подлежат оплате госпошлиной в порядке, установленным налоговым законодательством.

Кодексом предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора для обращения с административным иском в суд.

В случае, если законом предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, то обращение с административным иском в суд допускается после обжалования административного акта, административного действия (бездействия) в вышестоящем административном органе.   

Участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие), связанное либо не связанное с принятием административного акта в административном (досудебном) порядке в вышестоящий административный орган, должностному лицу (далее – орган, рассматривающий жалобу).

В случае отсутствия вышестоящего административного органа, должностного лица административный акт, административное действие (бездействие) могут быть обжалованы в суде.

Кодексом устанавлены денежное взыскание как одна из мер процессуального принуждения на лицо, злоупотребляющее процессуальными правами или не выполняющее процессуальных обязанностей, в том числе в случаях представления доказательств, исполнения поручений с нарушением установленного судом срока без уважительных причин, если это привело к затягиванию рассмотрения административного дела; за невыполнение требования, запроса суда, неявку в суд лица, участвующего в административном деле, несвоевременное извещение суда, несвоевременное представление отзыва, неподчинение распоряжениям председательствующего в судебном заседании, нарушение установленных в суде правил, а также иные действия (бездействия), явно свидетельствующие о неуважении к суду; за неисполнение решения суда, определения суда об утверждении соглашения сторон о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры.

Кодексом установлен судебный контроль, согласно которой суд контролирует и обеспечивает исполнение своего судебного акта, которое является завершающим этапом административного судопроизводства.

В связи с утратой силы Закона Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года «Об административных процедурах» и Закона Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» с введением в действие настоящего Кодекса, с 1 июля 2021 года порядок обращение граждан в государственные органы установлены законодательством Республики Казахстан об административных процедурах.   

 

Председатель
Специализированного межрайонного
административного суда
Алматинской области Нуржанов А.А.

 

Это может Вас заинтересовать