Войти через

  • 23°C

Четверг, 28 марта

Переступая порог сакральной юрты…

Переступая порог сакральной юрты…

30.11.17

Общество
Алина Галымова
Алина Галымова
Журналист

Юрта (киіз үй) и национальный музыкальный инструмент домбра занимают особое место в жизни казахов. На протяжении многих веков они являются их неизменными спутниками, деля с ними и радости, и печали. Юрта – это, можно сказать, квинтэссенция многовековой культуры народа. С ней ассоциируется все, что связано с уникальным этносом: язык, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, образ жизни, менталитет и т.д. Поэтому она считается священным жилищем кочевников. Домбра же, образно говоря, глашатай души народа, которая посредством чарующих мелодий передает состояние внутреннего мира. А объединяет и юрту, и домбру то, что они – источники духовности. По значимости же сравнимы с живительным ручьем, который питает корни плодоносящего дерева.

Хранительница казахского духа

Однажды, будучи в командировке в одном из отдаленных регионов области, наблюдал необыкновенное зрелище, которое произвело на меня неизгладимое впечатление. Долго стоял, как вкопанный, не в силах оторвать взгляд от этого объекта. При этом испытывал не только сильнейший эффект визуального восприятия, но и мощное психологическое воздействие. Состояние было такое, что нахожусь в удивительно красивом виртуальном мире, сотканном из световых гамм и красок.

Передо мной возвышалась гора, по форме напоминающая двугорбого верблюда. За ней отчетливо виднелся подпирающий своими снежными вершинами огромный небосвод, величавый пик Хан-Тенгри. А на переднем плане, на зеленом фоне альпийского луга, усеянного яркими цветами, стояла ослепительной белизны юрта. Эффект усиливали опоясывающие жилище две широкие ленты, украшенные казахским национальным орнаментом. И что поразило: во всем этом великолепии доминировали не альпийские луга и не горы-исполины даже, а эта самая юрта. Она как бы заполняла все огромное пространство вокруг, словно магнитом притягивала к себе взгляд.

От юрты во все стороны исходил необыкновенный свет, наподобие голубого свечения. И это я не только видел, но и осязаемо чувствовал. И сила необъяснимая: завораживающая, притягивающая. Состояние было такое, будто созерцаешь космический объект, только что приземлившийся на зеленую лужайку.  
То, что я видел, глядя на юрту, наверное, можно объяснить по-разному. Не исключаю, что это был просто плод моего воображения. А, возможно, я стал свидетелем миража, оптического явления, так сказать. Или... действительно созерцал реальность. А почему нет? Но как бы то там ни было, очевидно, что юрта имеет какую-то магическую силу, по-особому воздействующую на людей. И это неудивительно.

Юрта (киіз үй) – это уникальное явление, которое можно изучать бесконечно. Это целая философия, тайны которой еще не до конца постигнуты. И ведь что интересно:  предки казахов были простыми кочевниками, вроде бы и университетов не кончали, но тем не менее оказались очень мудрыми людьми, талантливыми архитекторами, конструкторами и даже дизайнерами. Иначе не смогли бы сотворить такой блестящий шедевр мировой цивилизации, коим, бесспорно, является юрта. Не сумели бы, постоянно шлифуя и совершенствуя, построить земную конструкцию, несущую глубокий философский смысл, символизирующую связь с космосом, единство и вечность вселенной, гармонию с окружающей средой. 

Одной из главных особенностей юрты является ее форма, в основе которой лежит круг. И это неслучайно. Круг воспринимался предками казахов, как напоминание о величии Вселенной, призыв к смирению перед глубинными тайнами природы. Как известно, в этом мире все бренно, все живое по воле Всевышнего приходит и уходит, меняется и окружающая среда, но вот Вселенная остается. Поэтому для степняков было очевидным, что с природой надо жить в гармонии, уважая ее законы, не вызывая ее гнева.

Юрта – это своеобразная квинтэссенция многовековой уникальной и богатой культуры народа, его образа жизни, менталитета. Она – душа народа. Она – ядро его духовности. Будучи неодушевленным объектом, юрта, тем не менее, обладает особой энергетикой, сильной аурой. Многие, соприкоснувшись с ней, невольно испытывают непривычные для себя чувства и эмоции. Знаю об этом не понаслышке. Когда переступаю порог юрты, окунаюсь в особый, неповторимый мир – мир, который буквально завораживает, вызывает неподдельный интерес, неуемное желание постичь неизведанное. Как бы мысленно переношусь в другую временную плоскость, в седую древность. И перед глазами, как кадры кинохроники, проносятся эпизоды героического прошлого Великого степного народа. Созерцая убранство юрты, почти осязаемо чувствую казахский дух, дух предков.

Киіз үй – это священное жилище кочевников. Юрта - можно сказать, центр духовности, от которого, словно солнечные лучи, расходятся составляющие этой самой духовности: язык, культура, обычаи, традиции, ритуалы. Отсюда и столь трепетное отношение к ней. Неслучайно в элементах изобразительного искусства и геральдики, отображенных в государственных символах Казахстана, присутствуют конструкции юрты и составляющие окружающего ее огромного пространства.
Например, на Гербе - в центральном круге изображен шаңырақ. По обе стороны – кони с развевающимися гривами, прообразы мифических тулпаров... Если взять Флаг, то он цвета голубого неба. А лучи солнца ассоциируются с золотыми колосьями. И орел здесь же гордо парит на голубом фоне неба, наслаждаясь свободой и превосходством над окружающей средой.

... Я переступаю священный порог юрты и оказываюсь во власти седой древности. Только осознание того, что в Киіз үй в свое время жили Великие батыры Кобланды, Кабанбай, Раимбек, Карасай, Наурызбай, Богенбай, Жалантос, Отеген, уже вызывает трепет в душе. И неподдельную гордость за потомков Великих Аттилы и Шынгысхана и героических предков ныне живущих, история которых писалась на огромных пространствах от Египта до Китая. На ум сами собой приходят слова: «Аттан, атан деп ұрандап атқа мынып қасиетті жерін сақтаған, намысын бермеген ұлы елім...»

Я переступаю порог священной юрты...

О чем поет домбра

В далекие времена, когда Тамерлан воевал с горцами Кавказа, однажды к нему пришли командующие и сказали: «Все, мы их победили». На это Тамерлан спросил: «А вы отобрали у них пондур (музыкальный инструмент)?» Те отрицательно покачали головами. Тогда он сказал им: «Раз так, то вы их действительно только победили, но не покорили. Приведите мне старейшин этих горцев, я хочу преподнести им в знак уважения ценные подарки». Иными словами, полководец дал знать своим командирам, что, не забрав у этого народа пондур, они не сумели лишить его духовности, а, следовательно, никогда не смогут поставить на колени. 
Что-то похожее мне довелось услышать и от одного очень известного человека, тоже, кстати, военного - генерала Джохара Дудаева. В 1991 году в рамках моей миротворческой миссии у меня состоялась с ним часовая встреча в городе Грозном. Разговор, естественно, шел о Казахстане, независимости, о ситуации вокруг Республики на тот момент. Так вот, уже прощаясь со мной, он сказал буквально следующее: «Я родился в Павлодаре. Рос и учился в Чимкенте. Хорошо знаю казахов. Сила этого народа в том, что у него есть сильный внутренний стержень. Его за многовековую историю гнули многие враги, но никто не смог сломать. Стойкость этому стержню дает духовность». Затем, похлопав по плечу, добавил: «Пока звучит домбра, народ будет жив».

... Мы сидим в юрте, попивая прохладный кумыс, ведем разговоры о житие-бытие. Когда возникла пауза, мой спутник берет в руки домбру. И все окрест наполняется чарующими мелодиями. Струны то убыстряют, то замедляют бег, словно мчащийся на длинной дистанции сайголек. 

Веселые и жизнерадостные звуки сменяются на грустные и печальные, а затем незаметно вновь обретают радостные, жизнеутверждающие оттенки. Они вызывают разные эмоции и ассоциации, заставляют то радоваться, то переживать. О чем и о ком, интересно, повествует домбра? О Великой степи, на огромных просторах которой писалась многовековая история свободолюбивых предков нынешних казахов? О могуществе и величии предводителей тюрков-кочевников Аттилы и Шынгысхана, полчища которых сотрясали в древние века половину Вселенной от Востока до Запада? О Великом бедствии во время нашествия жестоких жунгар, которое в народе окрестили «Ақтабан шұбырынды, алкакөл сұлама»?  О беспримерном подвиге казахских воинов во главе с легендарными батырами, которые в смертельной схватке с многочисленными врагами отстояли свои земли? А, может, о страшной трагедии 30-х годов прошлого века, когда от голода и репрессий погибли или ушли на чужбину миллионы казахов? Или домбра поет о сегодняшнем независимом Казахстане, многонациональный народ которого вместе со своим Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым уверенно вершит свою судьбу, строя достойное будущее? 

Наверное, обо всем вместе, ибо это общая судьба, общая история, вехи которой неразрывно связаны между собой. Это длинный и долгий путь, на котором народ, пройдя через все круги ада, тем не менее сохранил себя, свои честь и достоинство, уникальные духовные ценности. Этот славный путь Великого казахского народа запечатлен сегодня и в наших государственных символах – Флаге, Гербе и Гимне. И наш общий долг – свято чтить их и гордиться, что все мы граждане этой страны, дети этой многострадальной земли.   

Атсалим ИДИГОВ, академик Академии журналистики Казахстана.

Это может Вас заинтересовать