Войти через

  • 19°C

Четверг, 18 апреля

Как девушка из Талгара сделала хоккейную карьеру за океаном

Как девушка из Талгара сделала хоккейную карьеру за океаном

13.07.22

Спорт
TINFO
TINFO
Служба новостей

Булбул Картанбаева, 28-летняя участница рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan 2021 года, считает, что спорт в жизни человека должен быть разным, передает tinfo.kz

Она родилась в далеком от хоккея селе Когершин Жамбылской области и в раннем детстве ходила на борьбу и бокс. Когда Булбул училась в шестом классе, ее семья переехала в город Талгар Алматинской области. Там будущая хоккеистка увлеклась… дворовым футболом. Игра помогала ей коротать время после уроков, пока девочка ждала маму с работы. В хоккей Булбул попала почти случайно. «Во время моей учебы в седьмом классе мы вдруг переехали в Алматы, – рассказывает она. – Я училась в лингвистической гимназии №120 и параллельно решила поступить в спортивную школу №6. Пришла туда, а мне говорят: «У нас нет для девочек футбола, зато есть хоккейная команда». Предложили попробовать. Я не особо понимала, что происходит, но помог опыт катания на роликах. Тренеры увидели, что на льду я держусь, и решили меня оставить. Потом, когда узнали, что я росла на юге, долго смеялись».

Родители поначалу не были в восторге от увлечения Булбул спортом. В ход шли привычные аргументы: девочке это не нужно, борьба чревата сломанными ушами, бокс – сотрясениями и сломанным носом. Когда она занялась футболом, родственники отступили: этот вид спорта им казался относительно безобидным. Хоккей же восприняли в штыки. Будучи подростком, Булбул под давлением семьи периодически забрасывала тренировки. Планировала больше времени посвящать учебе, задумывалась о серьезных отношениях. Однако всякий раз понимала, что без спорта жить не может: «Я так сильно по нему скучала, что у меня начиналась депрессия».

Поздний старт

Хоккеем Булбул начала заниматься в 13 лет – довольно поздно для карьеры профессиональной спортсменки. Тем не менее игра оказалась для нее настоящим призванием: в 17 лет она стала выступать на международных соревнованиях за юниорскую сборную Казахстана. Правда, первый опыт на большом льду выдался не совсем удачным: после того как команда заняла последнее, шестое, место на юниорском чемпионате мира 2011 года среди девушек, Булбул пришлось взять перерыв – в сборной начались пертурбации. Привычка к спорту, однако, не давала сидеть на месте. Откликнувшись на предложение подруг поиграть в регби, она неожиданно для себя увлеклась. «Пришла к девочкам на тренировку, – вспоминает она. – Сижу жду. Вдруг подходит тренер, дает мне бутсы и говорит: «Приходи завтра». Я пыталась ее убедить, что больше не занимаюсь спортом. А она мне: «Брось, я же вижу твои данные». Булбул быстро втянулась, стала членом молодежной сборной по регби и кандидатом в мастера спорта.

Летом 2013 года, когда Булбул была на сборах по регби, ей позвонили с предложением попробоваться в женской команде «Томирис» при хоккейном клубе «Барыс». Она не раздумывая согласилась. К концу сезона ее избрали капитаном, а по итогам 2014 года «Томирис» заняла второе место в чемпионате Казахстана. Успехи были очевидны, ничто не мешало ей продолжать играть. Но… Булбул ужасно хотелось попробовать свои силы за рубежом. Как это сделать, она не знала – опять помог случай. «В 2017 году в Казахстан приехала Сэми Джо Смол (известная канадская хоккеистка, трехкратная олимпийская медалистка в составе сборной Канады. – Прим. ред.). Я ее впервые увидела на «Барыс-Арене», где проходил матч в честь 25-летия дружбы между Казахстаном и Канадой. Набралась духу разузнать у нее, как можно уехать за границу. Мы с мамой, которая немного знает английский, в канадку буквально вцепились, подкараулив в гостинице. И все-таки смогли добыть информацию, как подавать заявку в североамериканские клубы», – смеется собеседница.

Попытка номер пять

Получив инструкции от прославленной хоккеистки, Булбул принялась за дело. Для начала нужно было составить портфолио и написать сопроводительное письмо, в чем пригодилась помощь знакомого англоязычного студента. Разослав свои документы в более чем 80 клубов разных лиг, Булбул стала напряженно ждать. Чтобы увеличить шансы на успех, она решила использовать соцсети. Расчет оказался верным: в Twitter разлетелось видео, на которым Булбул забивает гол «из-под ноги». Подписать его казахстанка решила просто: «I want play USA». «Английского я тогда почти не знала», – смеется она.

Скоро на связь вышла хоккеистка из Канады, предложившая ей подать документы в клуб в Калгари. Совершенно случайно Булбул выбрала не тот клуб при заполнении онлайн-формы: вместо Calgary Inferno отметила Boston Blades. И была очень удивлена, когда ей сообщили из Бостона, что клуб ее задрафтовал. «Играть в Америке было пределом моих мечтаний», – говорит собеседница.

Однако заокеанский клуб оказался еще дальше, чем представлялось. Булбул четырежды подавала на американскую визу, и все четыре раза ей отказывали по несущественным, на ее взгляд, причинам. «Я считала, что это так несправедливо: молодому специалисту не разрешают въехать в страну из-за какой-то вклейки в паспорте». За помощью Булбул вновь обратилась к социальным сетям. И опять помощь пришла из Канады. Тамошние хоккеистки советовали подавать на канадскую визу и обещали помочь. Булбул решила так и сделать. Получив визу, стала по интернету изучать тамошнюю жизнь. Первое, что бросилось в глаза, – заоблачные цены. «Мы с мамой переводили все в тенге и ужасались, – вспоминает она. – Стало понятно, что мы такой дороговизны не потянем».

Булбул до сих пор очень благодарна маме, которая решила поддержать ее в осуществлении мечты во что бы то ни стало. «Мама пошла в банк и заложила нашу квартиру в столице, чтобы у меня были деньги на проезд и на первое время жизни, – рассказывает она. – Когда вспоминаю тот момент, всегда плачу. Если бы не мама, ничего бы не было. Тогда мне было уже 24 года, все остальные родственники говорили: иди замуж. Когда я улетала, то понимала, что пути назад нет. Я не имела права вернуться и сказать, что не получилось».

Американские приключения

На первый взгляд Канада понравилась Булбул. Ее поселили в престижном районе Калгари в опекунской семье: возможности снимать собственное жилье у девушки тогда не было. «Для канадцев честь помогать своим хоккейным командам. Когда приезжают игроки пробоваться в местные клубы, их часто размещают у местных жителей. Те потом гордятся: мы помогаем нашему хоккею развиваться», – объясняет собеседница. Забота, однако, не помогла казахстанке пройти отбор в ту самую профессиональную команду Calgary Inferno, соревновавшуюся в Канадской женской лиге. В этот раз удача ее подвела: именно в том, 2017 году в Calgary Inferno приехали пробоваться хоккеистки из национальной сборной США. Конкурировать с ними было сложно. Однако Булбул так приглянулась канадцам, что ее пригласили в резервную команду, которую Inferno использовали для «обкатки» молодых игроков – Calgary Coyotes.

ФОТО: © Данил Потапов-Поличинский

Отыграв сезон 2018 года за «койотов», Булбул все же решила податься в США: ей было интересно попробовать себя там. Знакомый тренер помог с проживанием в Миннесоте и дал возможность тренироваться. В обмен на это девушка работала волонтером в хоккейной школе. «Это были самые трудные месяцы в моей жизни, – вспоминает она. – Лето 2019 года, у меня почти нет денег… Кое-как сводила концы с концами и все думала: может, вернуться домой?»

Но характер, выработанный годами тренировок, помог Булбул собраться с силами и попробовать пробиться в две команды из женской Национальной хоккейной лиги США (NWHL): Buffalo Beauts из штата Нью-Йорк и Metropolitan Riveters из Нью-Джерси. В итоге пригласили в обе. «В Нью-Джерси были знакомые, и я решила поехать туда», – рассказывает Булбул. Она успела отыграть всего 10 игр, когда 31 декабря 2019 года попала в аварию. «Поехала в шесть утра на тренировку и, когда возвращалась домой, вляпалась. Все было так серьезно, что меня на полгода выкинуло из хоккея», – вспоминает собеседница.

Пока восстанавливалась, ей пришло предложение поработать главным тренером команды девочек до 14 лет Princeton Tiger Lilies. Прекращать играть казахстанка не планировала, а условия контракта позволяли ей быть играющим тренером. В июне 2020-го она вышла на работу. Жизнь начала возвращаться в привычное русло. Чтобы уладить вопросы с документами, Булбул ненадолго прилетела на родину и неожиданно для самой себя стала участницей проекта «100 новых лиц Казахстана». «На меня вышли, предложили поучаствовать в этом конкурсе: я подумала, почему бы и нет, – рассказывает спортсменка. – Мы сняли интервью, и я благополучно об этом забыла».

Глава академии

Булбул гостила у родственников в глубинке, когда весной 2021 года ей сообщили, что она прошла в финал «100 новых лиц». Ее пригласили приехать в столицу, где вовсю шли приготовления к торжественному мероприятию. Выяснилось, что все серьезно: выступать участникам конкурса предстояло перед президентом страны. Произнося свою речь, Булбул озвучила давно мучивший ее вопрос: почему в столице нет полноценного женского хоккейного клуба наподобие «Барыса»? Через несколько дней ее попросили прийти в столичный акимат. «Я подготовилась к встрече и четко знала, что мне нужно», – смеется собеседница.

Настойчивость Булбул и господдержка помогли в короткие сроки открыть Академию женского хоккея в Нур-Султане. Это – первый шаг на пути к созданию серьезного женского хоккейного клуба. Сегодня в академии хоккеем занимаются 82 девочки в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Булбул внедряет в обучение западные стандарты: по ее мнению, американская система тренировок куда эффективнее постсоветской. «У нас хоккеисты перегружены, тренировки проходят дважды в день и длятся по полтора часа. В Америке ты тренируешься раз в день: 45 минут в тренажерном зале и час на льду. Этого вполне хватает для великолепных результатов», – говорит она.

ФОТО: © Данил Потапов-Поличинский

В академии четыре тренера из числа профессиональных игроков. Главное условие, которое Булбул, по ее словам, ставит сотрудникам, – любовь к детям. «Заниматься спортом всегда непросто, – замечает собеседница. – Нужны упорство и дисциплина. Большинство детей очень стараются: встают рано утром, едут через весь город на тренировку. Наша задача – раскрыть их потенциал, а не мучить».

Булбул хотела бы еще поиграть за европейские клубы, но тренерская работа стала важной частью ее жизни. «Видимо, сейчас время что-то сделать для родной страны», – рассуждает она.

Это может Вас заинтересовать