Войти через

  • 7°C

Суббота, 27 апреля

Найти компромисс: законопроект о защите прав потребителей вызвал разногласия сторон

Найти компромисс: законопроект о защите прав потребителей вызвал разногласия сторон

10.02.23

Бизнес
TINFO
TINFO
Служба новостей

В Астане обсудили разногласия, вызванные нормами проекта Закона РК «О защите прав потребителей». Заседание возглавил Председатель Комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков. В обсуждении приняли участие представители Верховного суда, Министерства торговли и интеграции, руководители общественных объединений, передает tinfo.kz

Противоречия между госорганами и общественниками возникли по двум вопросам. Во-первых, это реституция нормы о штрафе в пользу общественного объединения. Предполагается, что штрафные санкции будут налагаться судом по гражданскому делу на бизнесмена, если тот отказался устранять нарушения в досудебном порядке.

Этот пункт законопроекта был поддержан Экспертной группой по вопросам предпринимательства при Министерстве национальной экономики. Кроме того, он был утверждён Межведомственной комиссией по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве. Получил он одобрение и в других государственных учреждениях, в том числе министерстве юстиции, а также на Межведомственном совете по защите прав потребителей.

Однако Верховный суд не согласен с возобновлением штрафа. В частности, заведующая правовым отделом ВС РК Дана Асаинова выразила опасение по поводу злоупотребления подачей исков со стороны общественных организаций.

Председатель ОЮЛ «Республиканская Ассоциация потребителей Казахстана» Жаслан Айтмаганбетов считает это предположение беспочвенным. «Судьи выносят справедливое, законное решение. Система разрешения споров предусмотрена в отношении недобросовестных предпринимателей и мотивирует их урегулировать конфликт с покупателем на досудебном этапе», - говорит Жаслан Болатович.

Вторым камнем преткновения стало сокращение многоступенчатого алгоритма рассмотрения потребительских споров.

Дело в том, что статья 13 Конституции РК гарантирует безусловную защиту прав граждан на судебную защиту. Исходя из этого, в разработке проекта было предложено упростить сложный механизм до двух ступеней. На 1-й стороны могли бы пройти досудебное урегулирование конфликта, а на 2-й – обратиться в суд за восстановлением потребительских прав. При этом внесудебное урегулирование спора является необязательным, а только по взаимному желанию и договоренности между потребителем и предпринимателем.

С этим нововведением судебный орган тоже не согласился, обосновав такую позицию желанием сохранить альтернативные институты разрешения споров между потребителем и предпринимателем.

Заместитель председателя Экспертного совета комиссии по правам человека при Президенте РК Марат Башимов подчеркнул, что конституционный принцип осуществления прав гражданина на судебную защиту должен соблюдаться. Вышеуказанные нормы послужат защитой от массового нарушения потребительских прав, которые повсеместно ущемляются.

Председатель ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» г.Актау Никар Рафикова поддержала новшества 2-го пакета поправок. «Многоступенчатая система принята в 2020 году без обсуждения с широкой общественностью и нанесла серьёзный удар по сфере ЗПП. МТИ РК, принимая такие нормы, способствует тому, чтобы потребители на законодательном уровне разрешали гражданско-правовые споры в случае нарушения своих прав беспрепятственно, а объединения активнее участвовали в процессе защиты потребительских прав», - сказала руководитель общества.

В завершении Председатель Комитета по защите прав потребителей сказал, что на заседании были рассмотрены важные зоны законотворческого процесса.

«Мы должны прийти к балансу в решении этих вопросов и совместными усилиями создать слаженную систему защиты прав потребителей. Законопроект сыграет большую роль в жизни казахстанцев, и поможет обрести равновесие в триаде гражданин-бизнес-государство», - подвел итог Аскар Тынысбеков.

Напомним, что каждый житель страны может принять участие в публичном обсуждении новелл законопроекта на портале открытых НПА, а также направлять свои предложения и рекомендации в этой связи в адрес Комитета по защите прав потребителей. Департамент торговли и ЗПП области Жетісу согласно информации КЗПП

Это может Вас заинтересовать