Прокурор области Жетісу Мадияр Басшыбаев разъяснил нормы нового Конституционного закона «О прокуратуре»
5 ноября 2022 года Президентом страны подписан Конституционный закон «О прокуратуре», передает tinfo.kz
Впервые в истории развития Казахстана нормативный акт, регулирующий деятельность прокуратуры, был принят в статусе Конституционного закона.
Принятие отдельного Конституционного закона стало реализацией инициативы Главы государства, озвученной им в своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации» от 16 марта 2022 года.
Он направлен на усиление правозащитной деятельности прокуратуры, усиление инструментов высшего надзора и законности в стране.
Конституционным законом Генеральный Прокурор впервые наделен правом на обращения:
• в Конституционный суд в порядке пункта 4 статьи 72 Конституции на предмет толкования норм Конституции, соответствия Конституции международных договоров до их ратификации и нормативных актов;
• в Верховный суд с предложением о даче разъяснения судам по вопросам судебной практики по гражданским, уголовным, административным делам и делам об административных правонарушениях.
Эти новеллы усиливает защиту прав граждан прокуратурой наряду с имеющимися у нее полномочиями по опротестованию незаконных правовых актов и их отмене в судебном порядке.
Существенно изменилась норма, определяющая основания проверок органов прокуратуры (ст.18 Конституционного закона).
К примеру, защита прав субъектов предпринимательства и несовершеннолетних стала дополнительным основанием для назначения поверки.
Уточнен порядок взаимодействия прокуратуры по защите и восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина и человека (ст.29 Конституционного закона).
Теперь, прокуратура взаимодействует с Уполномоченным по правам человека и оказывает помощь в его деятельности.
Также взаимодействует с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в рамках представления интересов государства по вопросам возврата доходов, полученных преступным путем.
Генеральная прокуратура по вопросам своей компетенции будет представлять интересы государства в иностранных и международных судах (арбитражах).
Одновременно Конституционным законом расширен перечень обращений, разрешение которых входит в компетенцию прокуратуры (ст.24 Конституционного закона).
Прежняя практика перенаправления обращений по компетенции в уполномоченные органы обоснованно вызывали недовольство населения.
Ожидается, что внесенные дополнения положительно повлияет на надзорную деятельность прокуратуры, направленной на безотлагательное разрешение проблем населения.
Нововведения коснулись и актов, издаваемых прокурорами.
Протест (ст.33 Конституционного закона). Прокурор вправе установить иной срок рассмотрения протеста, обусловленный необходимостью подготовки и принятия по нему решения, но не менее трех рабочих дней.
В старой редакции (Закон «О прокуратуре» от 2017 года) это срок был установлен не менее десяти календарных дней.
Постановление (ст.37 Конституционного закона). Конкретизированы и дополнены случаи его вынесения:
• о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
• о прекращении оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий;
• об отмене дисциплинарных взысканий и поощрений, налагаемых органами уголовно-исполнительной системы в отношении лиц, содержащихся под стражей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также подучетных службам пробации;
• о приостановлении акта или действия должностного лица на срок не более трех рабочих дней;
• о принудительном исполнении акта прокурорского надзора.
Кроме того, в целях повышения надзорной функции прокуроров Конституционным законом также введен новый прокурорский акт – Разъяснение о недопустимости нарушения (ст.41 Конституционного закона).
Принятие данного акта обусловлено необходимостью предупреждения правонарушений.
В целом, принятие нового Конституционного закона, несомненно, расширит компетенцию и потенциал прокуроров в защите прав и законных интересов граждан и человека, а также государства.