Войти через

  • 12°C

Пятница, 26 апреля

Любимые птицы Алтынбека Джаныспаева

Любимые птицы Алтынбека Джаныспаева

09.12.17

Общество
Алина Галымова
Алина Галымова
Журналист

Помимо птиц Алтынбек Джаныспаев занимается изучением снежного барса, так как иногда видит этого скрытного зверя в природе

Каждый понедельник старший научный сотрудник Алматинского государственного природного заповедника Алтынбек Джаныспаев приезжает на работу в город Талгар, потом поднимается в горы, на научную базу, и возвращается домой только в пятницу. В таком режиме он живет уже много лет.

Алтынбек родился в поселке Горный Садовод, то есть фактически вырос в горах, что и определило выбор его профессии. После окончания университета молодой биолог занимался изучением архара в заповеднике Аксу Джабаглы, но способного увлеченного сотрудника переманили в Алматинский заповедник, где он проходил преддипломную практику. Именно здесь Джаныспаев начал заниматься изучением птиц и стал известным орнитологом.

Алматинский государственный природный заповедник расположен в центральной части Заилийского Алатау, в его высочайшем горном узле. В нескольких десятках километров от Алматы в горах полно бурых медведей, и сотрудникам заповедника иногда приходится встречаться с этим непредсказуемым зверем.

Один случай Алтынбек не забудет никогда. В ту весну была оттепель. Медведи проснулись рано, повылезали из берлог и бродили по склонам, откапывая корешки. Потом снова похолодало и морозец схватил снежный наст. Орнитолог взял лыжи и двинулся вверх от научной станции. Светило солнце, он шел в темных очках. Перебрался через речку на высоте около двух тысяч метров и в первых же елках увидел торчащую из кучи хвои шерсть.

– Решил, что медведь придавил марала – они любят, когда мясо протухнет. Очки надо было снять заранее, ну а когда я их приподнял, было поздно: совсем близко от меня шевелилось чуткое медвежье ухо. Зверь вскочил и двинулся в мою сторону – шерсть дыбом, глядит искоса, подпрыгивает на месте, стращает. А уж я-то как испугался! Стал уходить от него, и когда отдалился метров на тридцать, достал из кармана рогатку. Камень летел с жужжанием, влепился в елку, и медведь опять двинулся было в мою сторону, но передумал и убежал.

Помимо птиц Алтынбек Джаныспаев занимается изучением снежного барса, так как иногда видит этого скрытного зверя в природе. Одно время публиковал статьи по барсу, приводил его численность, но многие считали, что он давал завышенные цифры для территории заповедника – 22–24 особи. Зато теперь, когда биологи ставят фотоловушки, оказывается, не такой уж это редкий зверь.

Сегодня трудно представить ученого-биолога без видео- и фотокамеры. Орнитолог в совершенстве овладел этой техникой. Было время, когда он помогал известному кинооператору Вячеславу Белялову снимать фильмы о природе Казахстана.

– Тогдашняя техника не позволяла снимать с большого расстояния, и когда я обнаружил гнездо бородача, которого очень хотел снять Вячеслав Алиевич, мы собрались в поход, – вспоминает Алтынбек. – Была зима, груз тяжеленный, а путь неблизкий. Белялов трижды переспросил ассистента, не забыл ли он чего. Топчем снег в ущелье Среднего Талгара, где полно лавиноопасных участков, выходим из-за поворота – и вдруг видим впереди стадо теков. Белялов установил свой штатив, водрузил на него камеру и вопросительно посмотрел на ассистента – к камере надо было подсоединить аккумулятор, который тот все-таки забыл.

На территории Алматинского государственного природного заповедника обитают семь видов птиц из Красной книги Казахстана: бородач, кумай, беркут, шахин, филин, синяя птица и серпоклюв.

– У бородача гнездовой цикл длится более 9 месяцев, – говорит орнитолог. – На территории заповедника бородач приступает к строительству гнезда в октябре, образование пар происходит в ноябре–декабре, а уже в январе птицы откладывают одно яйцо и насиживают его 54–56 дней. После выведения птенцов самка находится на гнезде в течение срока дней, а птенец остается в гнезде около четырех месяцев.

За долгие годы работы в заповеднике Алтынбек Джаныспаев сотрудничал со многими интересными людьми. Это в первую очередь фотографы-натуралисты, в их числе и сын Вячеслава Белялова – Олег Белялов.

– Помню, мы с коллегой из Института зоологии на двоих купили мотороллер и приехали в Капчагайское охотничье-заповедное хозяйство, – рассказывает Алтынбек. – Разыгралась непогода, поднялся ветер, а у нас там был домик, и я спешил к нему на своей моторашке. Мы повесили на дверь замок, а в окно вместо стекла вставили лист фанеры. Вижу издалека, что фанеры нет, а замок на двери висит. Открываю – а там спит команда Белялова. На следующий день поехали к водопою, куда приходили джейраны и куланы. Там Белялов снимал животных из скрадков.

В хозяйстве проходила акклиматизация куланов. По настоянию доктора биологических наук, профессора Анатолия Федоровича Ковшаря Джаныспаев два года занимался изучением формирования дикого стада куланов. Но долго он может говорить только о птицах.

– Самый крупный из орлов – это беркут. В условиях нашего заповедника беркуты откладывают яйца в конце марта. Насиживание длится 43–45 дней, и в первых числах мая появляется птенец. Основная пища – это серый сурок, помимо этого беркуты ловят кекликов, уларов и мелких зверей.

Беркут – символ Казахстана. Эта хищная птица с незапамятных времен «состоит на службе» у человека. Птицы селятся парами, имеют несколько гнезд, расположенных на расстоянии двух-трех километров друг от друга. Пять пар беркутов живут на охраняемой территории Алматинского государственного природного заповедника.

Шахина называют рыжеголовым сапсаном, или пустынным соколом. Он распространен в пустынях и предгорьях Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Ирана, Афганистана, Пакистана, Северной Африки, Индии, в странах Средней Азии, в горах и предгорьях юга и юго-востока Казахстана – от Таласскогo Алатау до Тарбагатая. Факт обнаружения гнезда шахина в Алматинском заповеднике, недалеко от больших дорог и городов, имел большой резонанс в ученом мире.

– Шахин – очень редкий сокол. В Казахстане в настоящее время известно две-три гнездящиеся пары, а в 1987 году мы обнаружили гнездо в Иссыкском ущелье на так называемой Кремлевской стене. В нише скалы было старое воронье гнездо, которое облюбовал шахин. Мы проследили полный цикл: от начала кладки яиц, насиживания и выкармливания птенцов до послегнездового периода и того момента, когда птенцы улетели из этого ущелья.

Еще один обитатель высокогорий – снежный гриф, или кумай. Он селится в Гималаях, в Тибете, Саянах, на Памире, в Джунгарском и Заилийском Алатау, питается исключительно падалью – его рацион составляют копытные животные.

– На территории Казахстана нам известно два места, где гнездятся кумаи, – продолжает свой рассказ Алтынбек Джаныспаев, – это река Чарын и верховья реки Чилик. На территории близ Чилика долгие годы выпасали скот, там была богатая кормовая база, и кумая было много. Но чабаны ушли, и кумаи стали гнездиться не колониями, а по одной паре на ущелье.

Синюю птицу в народе называют птицей счастья. Она обитает в Гималаях и на Тянь-Шане. Увидеть эту красотку из семейства дроздовых дано не каждому – она осторожна, но можно услышать ее пение, напоминающее трели флейты.

– Синяя птица у нас селится вдоль русел рек. Гнезда устраивает на скалах очень близко к воде, выбирает подходящие ниши и откладывает пять-шесть яиц. Насиживание длится 17–18 дней, в течение года у синей птицы бывает только один выводок.

Река Талгар в Заилийском Алатау – подходящее место для гнездования серпоклюва. Если большинство других рек этой горной системы беснуются в тисках высоких берегов, то Талгар местами широко и вольготно разливается.

– Серпоклюв выбирает для гнездования пологие широкие галечники, где реки разбиваются на рукава. Гнездо серпоклюва состоит из мелкой гальки без выстилки, причем очень сложно найти гнездо, потому что яйца сливаются с камнями.

Филин – один из наиболее крупных представителей отряда совообразных. Он распространен в лесных и степных районах Евразии, где приспосабливается к самым разнообразным биотопам, была бы там кормовая база и труднодоступные места для гнездования.

– Филин на территории заповедника встречается лишь в двух точках – в Левом Талгаре и в южной части заповедника на реке Чилик, – говорит орнитолог. – Когда мы залетаем на берег Чилика, то по ночам слышим только голос филина, а гнезд не находили.

Биологи отмечают, как быстро меняется климат, как отступают ледники, как исчезают одни виды и появляются другие. Но что бы ни происходило, орнитолог Алтынбек Джаныспаев поднимается на научную базу, чтобы наблюдать смену времен года в горах, а вместе с этим и жизнь птиц.

Это может Вас заинтересовать